Несмотря на сокращение поставок, Россия сохраняет лидерство среди всех экспортеров товаров в Турцию.

Экономика Турции в последние годы сталкивается с большими проблемами. Из-за особой денежно-кредитной политики в республике выросла инфляция, а национальная валюта постоянно обесценивается и находится около уровней исторического минимума.

С другой стороны, Турция смогла извлечь выгоду из ситуации с санкциями против России – став одним из крупнейших импортеров и экспортеров продукции, заменив собой «недружественные» страны. За первое полугодие 2023 года на Россию приходится 13,4% от всего турецкого импорта – это наибольшая доля (на втором месте Китай с 12%). Но по данным только за июнь Китай уже стал лидером.

В июне 2023 года резко сократился импорт товаров из России в Турцию:

  • на 43% к июню 2022 года;
  • на 36% к маю 2023 года.

Как следует из данных местного статистического ведомства, из России в Турцию было импортировано товаров на 2,91 млрд долларов за месяц, после 4,57 млрд долларов в мае и 5,1 млрд в июне прошлого года. За полгода импорт составил 24,7 млрд долларов (и это на 10,8% меньше первого полугодия 2022-го).

По сути, импорт упал до значений, которые были в докризисном 2021 году. Основная причина – снижение стоимости поставленного топлива (нефти и нефтепродуктов, угля и газа), их импорт упал на 20%. Что интересно, в физическом объеме нефти в Турцию ушло на 22% больше, чем в мае. То есть, Турция стала закупать российское сырье дешевле, из-за чего просел весь импорт.

Впрочем, Турция в июне 2023 года стала импортировать в целом меньше товаров, чем годом раньше. Только с начала года турецкая лира ослабла на 30%, а власти отказываются тратить золотовалютные резервы на ее поддержку. Из-за просадки лиры импорт подорожал, поэтому население и бизнес может покупать его меньше. Кроме того, спад импорта мог быть связан с проблемами в реализации «зерновой сделки», в которой принимала участие Турция. Некоторые эксперты видят причину и в том, что власти поддерживали нацвалюту до выборов «из последних сил», а сейчас удерживать курс уже не получается.

То есть, причины спада поставок могут быть не только чисто экономическими, но и иметь политический контекст.








Добавить комментарий