Главное для программы долгосрочных накоплений – это стабильность условий, но за 12 лет работы системы они несколько раз корректировались.

В 2002 году в России ввели накопительные пенсии – часть страховых взносов стали направлять не в «общий котел» Пенсионного фонда, а на индивидуальные накопления, которые затем выгодно инвестировались. Система просуществовала всего 12 лет – с 2014 года из-за проблем с наполнением бюджета ПФР ее свернули, и до сих пор продолжаются попытки создать что-то альтернативное.

В статье исследователей из РАНХиГС Александра Абрамова и Марии Черновой в журнале «Экономическая политика» рассматриваются итоги работы всей этой системы. И если саму идею ввести накопительные пенсии ученые назвали оправданной, то ее итоги – скорее неудовлетворительными.

Основная причина проблем – отсутствие доверия населения к накопительной системе. Что именно повлияло на это:

  • С 2005 года отменили взносы на накопления с мужчин 1953-1966 и женщин 1957-1966 годов рождения. Они составляли значительную часть работников и были заинтересованы накопить на скорую пенсию. Но из-за повышения базовых пенсий в те годы пришлось вывести их из системы.
  • Выбирать управляющего накоплениями можно было не сразу, а НПФ пришли в эту сферу только в 2004 году. И до сих пор у НПФ инвестируются средства меньше половины всех будущих пенсионеров.
  • С 2012 года можно было отказаться от накопительной пенсии в пользу более быстрого набора пенсионных баллов по страховой пенсии.
  • С 2014 года взносы на накопительную пенсию не перечисляются вообще – только в добровольном порядке, а весь тариф страховых взносов зачисляется в «общий котел».

По сути, именно заморозка всей системы подорвала к ней доверие – люли, которые десяток лет копили на свою будущую пенсию, не смогли набрать достаточно денег. А многие с тех пор не ощущают накопления своей собственностью – ведь сами взносы делал работодатель.

Есть проблемы и по части инвестирования – управляющие могли заработать на вложениях своих клиентов едва больше среднегодовой инфляции – 8-8,2% годовых против 7,8% роста цен. В этом есть и вина государства, которое ограничивало УК и НПФ в выборе объектов для инвестирования (например, в первые годы нельзя было покупать акций больше, чем 40-45% от портфеля). В итоге фонды переориентировались на облигации, которые давали меньше доходности.

При этом в Центробанке не согласились с такими оценками от ученых. Там считают, что портфели НПФ должны быть сбалансированными и иметь низкий риск.

Прокомментировали исследование также в Министерстве финансов. Чиновники считают, что программа пенсионных накоплений – наоборот, успех, потому что государству удалось сломать патерналистский подход граждан. То есть, они поняли, что формировать будущую пенсию должно не только государство, но и сам человек.

Напомним, с 1 августа 2023 года выросли суммы ежемесячных выплат накопительной пенсии. Пенсионеры стали получать больше на тот процент, который смогли заработать за прошлый год управляющие их накоплениями УК или НПФ.








Добавить комментарий