Жалоб действительно стало больше, но компания утверждает, что это связано с защитой данных и денег клиентов.
В конце июля, как мы писали ранее, Киви Банк по требованию ЦБ резко ограничил операции по Qiwi-кошелькам – запретил обналичивать деньги, выводить их через СБП и почти закрыл вывод на карты, оставив только оплату товаров и услуг. Однако с августа даже оставшиеся операции стало проводить не так просто – многие пользователи начали жаловаться на блокировку кошельков.
Блокируют разные кошельки – в том числе с профессиональным статусом (который подтверждается лично в офисе банка), существующие уже больше 5 лет, причем часто за небольшие транзакции. Блокировка касается исходящих платежей – то есть, пополнить кошелек можно, но что-то сделать с деньгами на нем – уже нет.
Пользователи пишут, что Qiwi ссылается на защиту кошельков от мошенничества и просит прислать селфи с паспортом, договор с сотовым оператором (на номер телефона, на который оформлен кошелек) и рукописное заявление. После проверки кошелек могут разблокировать (об этом тоже пишут).
В пресс-службе Qiwi назвали проблему преувеличенной – под блокировку попали меньше 0,1% клиентов, она не массовая и не беспричинная. Сервис сообщает, что блокирует кошельки только в целях безопасности – например, если есть подозрительная активность или риск, что кто-то еще получил доступ к деньгам пользователя. А после проверки документов, если проблемы не выявлены, блокировка снимается.
Отметим, что Qiwi-кошельки могут блокироваться по двум причинам:
- подозрительная активность и риск, что к кошельку получило доступ третье лицо;
- подозрения, что клиент нарушил условия договора – например, использовал кошелек в предпринимательской деятельности без статуса самозанятого.
В обоих ситуациях нужно написать объяснение своих финансовых транзакций в общих чертах и вместе с документами прикрепить его к форме. И если Qiwi увидит, что транзакции действительно проводил владелец кошелька, а нарушения оферты нет, то доступ к кошельку вернут.
Впрочем, вывести с него деньги по-прежнему сложно – до 1000 рублей в месяц на карту напрямую, а также можно вывести их на кошелек ЮMoney (с комиссией в 3%), оплачивать ими покупки, или платить за ЖКХ (можно даже через СБП). Когда удастся вернуть прежний функционал, и удастся ли вообще, в компании до сих пор не знают.