Фактически клиенту продают комбинацию страховки и подписки, хотя по основным условиям кредитования достаточно иметь страховой полис.
Сбербанк на днях объявил о новом этапе снижения процентных ставок по льготным ипотечным кредитам – они снизились на 0,7%. Однако на портале «Банки.ру» теперь появились жалобы от клиентов банка на то, что минимальная ставка по кредиту доступна только при условии оформления платного пакета услуг.
Так, один из клиентов пишет: воспользовался всеми возможными услугами для снижения ставки, а в конце менеджер банка заявил, что для этого еще нужно купить пакет «Домклик Плюс». И если его не купить, то банк поднимает ставку на 1 процентный пункт. У другого клиента оформленный пакет обнаружился в личном кабинете уже после оформления кредита, хотя клиент не давал на это своего согласия.
Сам пакет «Домклик Плюс» включает в себя полис страхования жизни и здоровья от компании «Сбербанк Страхование жизни» и подписку СберПрайм. При этом, если верить документу на сайте сервиса «Домклик», стоимость пакета составляет 2990 рублей плюс 0,43% от первоначальной суммы кредита за каждый год:
Что интересно, при покупке отдельно пакет СберПрайм стоит 1990 рублей в год. А общий пакет «Домклик Плюс» обходится клиенту гораздо дороже, чем отдельно оформленная страховка. К тому же, при покупке пакета клиент ограничен одной страховой компанией, тогда как при оформлении отдельно полиса к кредиту он может выбрать любого из более-менее крупных страховщиков.
Сейчас банк дает скидку в 1 процентный пункт за оформление этого пакета в рамках акции – с июня она действовала в 25 регионах страны, с августа запущена по всей России. А с 2024 года ее будут подключать и при пролонгации кредитов. В Сбербанке заявляют, что каждый клиент самостоятельно принимает решение о покупке этого пакета, и может отказаться от него после оформления кредита (но с увеличением процентной ставки).
Отметим, что отказаться можно от любой услуги, проданной вместе с кредитом, в течение периода охлаждения — в первые 14 дней. Не так давно это право распространили на любые дополнительные услуги (раньше оно работало только со страховками).
Проблема в том, что Сбербанк – крупнейший ипотечный кредитор в стране (на него приходится более половины всех кредитов в России). А в рамках такой акции он принудительно ограничивает выбор страховой компании для своих клиентов – заработки других страховщиков в этом сегменте упадут на 15-20%.
Впрочем, юристы считают практику Сбербанка противоречащей антимонопольному законодательству. Если банк навязывает определенную страховую компанию, это недопустимо и может стоить нарушителю до 5% от выручки по этой услуге. Кроме того, Центробанк активно борется с навязыванием дополнительных услуг под видом снижения процентной ставки. То есть, существует вероятность, что банк пересмотрит условия этой акции.