Президент Эрдоган сменил главу ЦБ, а новый руководитель дал рынку жесткий сигнал об ужесточении политики.

Долгое время денежно-кредитная политика Турции была загадкой для многих экономистов – несмотря на быстрый рост цен (инфляция превышает 100% в годовом исчислении), местный Центробанк упорно удерживал ключевую ставку на рекордно низком уровне – 8,5% годовых. Как правило, при быстром росте цен нужно поднимать ставку, чтобы «заморозить» деловую активность (как это сделал Банк России в марте 2022 года и декабре 2014-го), но турецкий регулятор придерживался «нетрадиционной» политики. Неофициально говорится, что это связано исключительно с пожеланиями Эрдогана обеспечить экономический рост дешевыми кредитами.

Вскоре после очередного переизбрания на свой пост, президент республики Реджеп Тайип Эрдоган сменил главу Центробанка – новым руководителем стала Хафизе Гайе Эркан, ранее работавшая в крупных американских банках. А в конце прошлой недели регулятор принял решение резко поднять ключевую ставку – с 8,5% до 15%.

В пояснении к принятому решению ЦБ указал на высокую инфляцию в стране – по итогам мая она достигла 39,59% (хотя независимые оценки дают цифру в 109%) при цели в 5%. Основными факторами роста инфляции регулятор назвал внутренний спрос, давление цен производителей и подорожание в секторе услуг.

Как полагают экономисты, своим решением ЦБ дал сигнал рынку, причем жесткий – что денежно-кредитная политика и дальше будет идти по пути ужесточения, пока не дойдет до целевого уровня. ЦБ обещает отслеживать инфляцию более тщательно и применять все имеющиеся у него инструменты.

Впрочем, для курса турецкой лиры повышение ставки оказалось недостаточным – аналитики ждали, что она будет больше 20%. В итоге лира отреагировала соответственно – преодолела отметку в 24 за доллар и продолжила снижение (сейчас курс достигает 26 лир за доллар). А всего с начала года местная валюта потеряла более 30% к доллару.

Что касается влияния этого решения на Россию, то стоит учитывать постепенно растущий товарооборот и поток туристов в республику. Рост ставки может сбить темпы экономического роста – а это означает, что может упасть спрос на российское сырье. Правда, это снижение, если и будет, окажется не очень существенным, а снижение инфляции в Турции поможет не «импортировать» ее в российскую экономику.








Добавить комментарий