Сейчас посредник получает выплаты по демпферу, за счет которых белорусским поставщикам платят больше за поставки бензина и дизтоплива в Россию.
Рынок нефтепродуктов в России в значительной степени зависит от системы демпферных выплат. Это прямые субсидии государства нефтеперерабатывающим заводам, благодаря которым поставки топлива в Россию становятся выгоднее, чем его экспорт. Сумма демпфера должна компенсировать разницу между ценами в России и за ее пределами. С сентября 2023 года выплаты по демпферу сократятся вдвое, из-за чего поставки на российский рынок будут под вопросом.
Вообще, право на субсидии имеют только российские НПЗ. Но в конце прошлого года в схему включили и белорусских поставщиков – за них субсидии получал российский государственный трейдер «Промсырьеимпорт», который доплачивал эту сумму белорусским поставщикам (если те продавали топливо через биржу СПбМТСБ). Всего за прошлый год компания получила больше миллиарда рублей, при том, что поставки начались только в октябре.
Из-за того, что субсидии по схеме демпфера сокращаются, «Промсырьеимпорт» будет вынужден снизить закупочную цену для белорусских НПЗ. А учитывая это, им будет выгоднее снова поставлять свое топливо в третьи страны, пишет «Коммерсантъ».
Все это происходит на фоне постоянного роста оптовых цен на нефтепродукты. Так, 7 августа цена дизтоплива на бирже превысила 60,4 тысячи рублей за тонну, что является новым рекордом. Доля белорусских поставщиков – это 4% от дизельного топлива и 14% от бензина.
Соответственно, уход с рынка сырья из РБ может серьезно усложнить проблему дефицита топлива в России, что отразится и на уровне оптовых цен (потому что на биржевом рынке доля РБ была значительной). Белорусские НПЗ смогут поставлять топливо за рубеж, в том числе, через российские порты на Северо-Западе.