Клиент набрал 19 предметов одежды, но магазин потом отменил заказ. Покупателю пришлось обращаться в суд.
Верховный суд завершил рассмотрение дела покупателя против магазина ЦУМ. Клиент приобрел почти два десятка предметов одежды, заплатив за них в 846 раз меньше, чем они стоят на самом деле. Все дело в сбое на сайте, из-за которого товары отображались по заниженной цене.
Так, клиент вовремя заметил в приложении интернет-магазина крайне низкие цены – например, пиджаки по 19 рублей, свитера по 26 и рубашки по 39 рублей. Даже самая дорогая вещь обошлась ему всего в 129 рублей. Клиент оформил заказ на 19 вещей, оплатил покупку онлайн, и получил на электронную почту и на телефон подтверждение покупки от магазина.
Потом, как и следовало ожидать, ЦУМ уведомил клиента о том, что товары доставить невозможно, отменил заказ и вернул уплаченные деньги. Но клиент с этим не согласился и пошел в суд – потребовал предоставить ему купленные вещи согласно закону о защите прав потребителей.
Магазин в суде объяснил, что на сайте произошел технический сбой, из-за которого цены отображались неправильно и явно несоразмерно их реальной стоимости. Клиент заплатил за них на порядки меньше, чем нужно было – поэтому магазин предложил передать покупку, но если клиент доплатит до полной цены. В первых трех инстанциях суды встали на сторону магазина, но клиент решил идти дальше и обратился в Верховный суд.
И высшая инстанция решила дело совсем иначе:
- цена по договору фиксируется в момент оформления заказа с присвоением ему номера (то есть, в момент заключения договора между покупателем и продавцом);
- изменить цену, которая была зафиксирована в момент оформления заказа, продавец в одностороннем порядке не может;
- карточка товара в интернет-магазине – это публичная оферта, поэтому магазин после оплаты обязан передать товар покупателю (который де-юре предоставил акцепт на оферту);
- если договор заключен, обе стороны обязаны его исполнить.
Поэтому коллегия Верховного суда направила дело на пересмотр обратно в первую инстанцию.
Отметим, что в обычном магазине продавец обязан продать товар по цене, указанной на ценнике в торговом зале – так требует законодательство о защите прав потребителей. Но в случае с онлайн-магазинами продавцы обычно ссылаются на «счетную ошибку», что позволяет отменить покупку. Но в данном случае Верховный суд, вероятно, посчитал, что ошибки не было, или магазин не смог этого доказать.