По мнению председателя ЦБ, банки продолжают искать лазейки, чтобы выдавать высокорискованные кредиты.

С весны 2020 года в России отмечается резкий взлет рынка ипотечного кредитования – тогда правительство запустило льготную ипотеку для всех желающих по ставке в 6,5% годовых. Со временем ставка выросла до 7%, потом и до 8%, но банки начали комбинировать программы в сотрудничестве с застройщиками. В итоге это все привело к появлению программ околонулевой ипотеки (когда ставка 0,1% годовых, но проценты банку субсидирует застройщик), траншевой ипотеки, ипотеки с кэшбеком и многих других.

Банк России скептически относился даже к базовой программе льготной ипотеки, и был явно против уловок банков. Теперь околонулевая ипотека ушла в прошлое, а прочие программы сильно ограничены. Тем не менее, глава ЦБ Эльвира Набиуллина считает, что нерыночные условия по-прежнему представляют собой угрозу для ипотечного сегмента в России.

По ее словам, ЦБ беспокоит ипотека, «накаченная льготными и псевдольготными программами». Теперь регулятор принимает меры против таких программ. Так, ограничивается (через надбавки к риску) выдача кредитов с низким первоначальным взносом. Так, если в декабре 2022 года ЦБ ввел ограничения на ипотеку с первым взносом менее 10%, то с июня 2023 – на кредиты со взносом меньше 20%.

Впрочем, это не прямые ограничения – просто банки будут обязаны создавать повышенные резервы по таким займам. А чем больше резервов, тем меньше будет доходность (потому что в резервы отвлекаются средства, которые могли пойти на выдачу новых кредитов).

В целом, сейчас действуют ограничения на все ипотечные кредиты, кроме выданных по госпрограммам и не очень закредитованным заемщикам. Теперь же, судя по всему, Центробанк будет продолжать свою борьбу с «накручиванием» ипотечных рисков банками.








Добавить комментарий