Сейчас это тоже есть, но для банков механизм диспутов остается добровольным к использованию.
Процедура оспаривания платежей, получившая название чарджбэк, знакома россиянам давно. Она помогает договориться о возврате средств в случаях, когда не удалось договориться с продавцом товара либо поставщиком услуги. И если ранее такая процедура работала на уровне платежной системы, то теперь ее планируют распространить и на сделки в рамках СБП.
Теперь стало известно о введении обязательной процедуры диспута в Системе быстрых платежей с 30 июня. При этом, как заявляют источники на платежном рынке, она может быть инициирована в следующих случаях:
- при переводах между физическими лицами – если отправитель ошибся в номере получателя средств;
- при оплате товара или услуги – если они не получены, оказаны ненадлежащим образом либо заказ отменен.
На подачу претензии гражданину дается 180 дней, а на рассмотрение претензии выделяется максимум 30 календарных дней. Порядок рассмотрения претензий следующий:
- первый этап – обращение клиента в банк с указанием счета, с которого была совершена оспариваемая операция;
- второй этап – рассмотрение претензии со стороны банка, анализ полученной от ТСП информации;
- третий этап – информирование клиента о решении по спорной операции. В случае положительного решения он получает средства обратно.
Необходимость обязательного решения спорных ситуаций по СБП обусловлена ростом популярности такого способа расчетов между покупателями и продавцами. Это подтверждают и статические данные, согласно которым число транзакций в системе быстрых платежей только растет. Соответственно без четкого регламента для решения спорных ситуаций не обойтись, замечают в НСПК.
Банки полагают, что теперь использование СБП станет еще привлекательнее для клиентов, однако для них самих работы станет больше. Участникам рынка придется решать проблемы с магазином, предварительно вернув инициировавшему диспут клиенту собственные деньги. Это может привести к повышению тарифов на оплату по СБП для компенсации рисков. Независимые эксперты говорят, что в спорных ситуациях в качестве арбитра выступает оператор платежной системы, и именно он ответственен за возмещение средств пострадавшей стороне, однако сам этот процесс быстрым назвать нельзя. Таким образом, не исключено, что банки сочтут более выгодным для себя добровольное возмещение ущерба без инициирования расследования при небольших суммах.