По результатам опросов представителей мировых финансовых регуляторов, теперь более предпочтительная форма для накоплений – это физическое золото.
После событий февраля 2022 года, вложенные в иностранные активы российские золотовалютные резервы оказались наполовину заблокированными (и с неясными перспективами возврата их России) – это около 300 миллиардов долларов. Кроме прочего, это заставило Центробанки разных стран мира пересмотреть свои предпочтения по размещению свободных средств в резервы.
Как следует из результатов опроса американской инвестиционной компании Invesco, западные регуляторы и суверенные фонды теперь предпочитают более надежные активы:
- 58% представителей центральных банков сообщили, что выросла популярность инвестиций в золото;
- более предпочтительны вложения в физическое золото, а не в биржевые фонды из него (ETF) – только 7% опрошенных регуляторов вкладываются в фонды;
- почти 68% опрошенных хранят резервы внутри своей страны (3 года назад это было только 50%).
Таким образом, физическое золото (то есть, слитки) стали более популярным инструментом для вложений. Его выбирают, чтобы сохранять накопления, даже если они так не приносят достаточного дохода (цены на золото сейчас высокие, но не показывают устойчивого роста).
Отметим, что Россия тоже хранит значительную часть своих незаблокированных резервов в золоте. Проблема в том, что в условиях санкций его не очень просто кому-то продать – многие страны ввели прямое эмбарго на ввоз драгоценного металла из России. Параллельно внутри страны еще весной 2022 года стали более активно продавать золотые слитки населению – даже отменив ради этого НДС на них.
Само золото считается защитным активом – цены на него растут в период кризиса (когда на первый план выходит надежность) и падают при устойчиво растущей экономике (когда важнее доходность, которую золото не приносит). В последний раз желтый металл поставил рекорд стоимости в 2020 году на фоне пандемии коронавируса, но затем достаточно сильно падал в цене.