Аннулировать учет автомобиля после продажи по бумажному ДКП через Госуслуги не получится – нужно будет идти в ГИБДД лично.
Уже несколько лет профильные ведомства ведут дискуссию о том, как следует изменить правила регистрации транспортных средств, чтобы лишить владельцев возможности избегать штрафов и налогов. Так, после серьезного ДТП с участием блогера Эдварда Била в 2021 году оказалось, что он годами использовал незарегистрированное авто и не получал по этой причине штрафы за превышение скорости. Теперь в Госдуме рассматривается законопроект, который ужесточит правила в этой сфере.
Подготовленный главой транспортного комитета Евгением Москвичевым проект закона уже рассмотрел сам комитет и рекомендовал принять его в первом чтении. Что вводит этот документ:
- Снять с учета проданный автомобиль его бывший владелец сможет в тот же день, что продал его. Но только если сделка была оформлена через Госуслуги или у нотариуса. Сейчас это в любом случае можно сделать только через 10 дней.
- Если авто продано по простому бумажному договору купли-продажи (ДКП), то снять его с учета можно будет через те же 10 дней, что и сейчас. Но для этого придется идти лично в ГИБДД, где у продавца заберут оригинал договора на проверку данных. Сейчас можно сделать это онлайн через Госуслуги, а в ГИБДД идет только копия ДКП.
- При постановке автомобиля на учет не нужно будет предъявлять полис ОСАГО. Сейчас полис формально необязательно предъявлять в ГИБДД, но авто без него не зарегистрируют.
Таким образом, правила усложнятся для тех, кто продает автомобили по простому бумажному ДКП. Если сейчас они могут через 10 дней подать заявление на снятие авто с учета через Госуслуги, то по новым правилам придется идти в ГИБДД лично. Это нужно на тот случай, если новый владелец за эти 10 дней не поставит автомобиль на учет на себя.
Возможность снять ТС с учета на себя в день сделки (при электронном оформлении ДКП), по задумке авторов, должна помочь избежать штрафов – если новый владелец до переоформления будет нарушать ПДД, штрафы с камер получит бывший собственник автомобиля. По сути, новые правила должны ликвидировать «уловку ДКП», по которой автовладельцы составляют фиктивные договоры, чтобы оспаривать полученные ими же штрафы. Но переоформление ТС через Госуслуги требует, чтобы у обеих сторон были усиленные электронные подписи.
Что касается права не подавать полис ОСАГО, то этот момент эксперты раскритиковали. Дело в том, что без полиса автомобиль просто не сможет законно доехать до пункта регистрации ГИБДД. То есть, законопроект будет стимулировать рост нарушений ПДД – то есть, массовую езду без страховки.