Получить упрощенный вариант сертификации на авто можно будет только в отношении брендов, которые не присутствуют в России.
С весны 2022 года в России заработал параллельный импорт – возможность ввозить товары определенных брендов без одобрения их правообладателей. Такой механизм применяется в разных сферах – в поставках электроники, техники и даже в импорте автомобилей. Но уже скоро параллельный импорт автомобилей ряда марок будет ограничен.
Еще в мае этого года правительство приняло постановление, которое ограничило сроки действия заключений об оценке типа транспортного средства (ЗОЕТС) – это упрощенный аналог одобрения типа транспортного средства (ОТТС). По новым правилам, ЗОЕТС действует ровно год, и их сроки не могут заканчиваться после 30 сентября 2024 года. А это значит, что с 1 октября 2023 года их выдача прекратится.
ЗОЕТС выдаются в упрощенном порядке, без обязательных испытаний для сертификации и согласия от владельца бренда (в отличие от ОТТС, где это все нужно). Теперь выдавать такие заключения будет нельзя в отношении автомобильных брендов, которые до сих пор официально присутствуют в России. Исключение – автопроизводители из «недружественных» стран (согласно списку в постановлении правительства, разрешающем параллельный импорт), в отношении их продукции запрет не вводится.
В результате выходит, что «пострадает» только параллельный импорт автомобилей из Китая. Это связано с тем, что китайские компании официально присутствуют в России и развивают дилерскую сеть. При этом ввоз их авто по параллельному импорту обходится гораздо дешевле – разница составляет от нескольких сотен и даже до миллионов рублей на автомобиль.
Дилеры, специализирующиеся на параллельном импорте, не вкладываются в развитие бизнеса, не обеспечивают гарантию и дилерский сервис, считает представитель одной из официальных дилерских сетей китайского бренда. Поэтому запрет на параллельный импорт для них должен «обелить» авторынок страны.
Эксперты же считают, что влияние нового запрета будет скорее негативным – цены поднимутся, потому что многие поставщики не смогут завозить в Россию автомобили. Кроме того, сократится ассортимент продукции (так как «официальные» бренды завозят в Россию не все свои модели). Другие дилеры полагают, что основное влияние на цены оказывают курсы валют и дополнительные налоги, поэтому новый запрет на ценах не отразится.