Коэффициент по демпферу увеличивается с 0,5 до 1, что значительно увеличит суммы компенсаций для НПЗ.
Россия в последние несколько месяцев сталкивается с серьезными проблемами на топливном рынке. Сначала на заправках возник дефицит дизельного топлива и бензина. Его связали с проблемами с поставками по железной дороге и пообещали исправить проблему. Однако в итоге правительству пришлось полностью запретить экспорт из страны бензина и дизельного топлива. Это несколько снизило биржевые цены на них, однако привело к новой проблеме – затовариванию дизелем, который просто некуда сбывать.
Теперь же правительство выработало меры по восстановлению рыночного баланса. Прежде всего, для нефтяников восстановили демпфер – это специальные компенсации, которые покрывают разницу между экспортной и внутренней ценой на топливо. С 1 октября 2023 года правительство изменит коэффициент по демпферу с 0,5 до 1 – то есть, нефтеперерабатывающие заводы будут получать больше компенсаций за продажу топлива на внутреннем рынке (причем продавать его они смогут по более низким ценам). До 0,5 он был понижен с сентября ради экономии бюджетных средств. Теперь государству придется потратить дополнительно около 150 миллиардов рублей в месяц на эти выплаты.
Стоит учесть, что правительство пообещало внести соответствующие поправки в Налоговый кодекс. Но так как НК РФ имеет статус федерального закона, то вносить их будут по стандартной процедуре с тремя чтениями в Госдуме, Совфедом и подписью президента. Соответственно, первые выплаты НПЗ получат не так быстро, хотя они будут рассчитываться еще с 1 октября.
Кроме того, в правительстве объявили и другие меры по защите рынка:
- снова разрешен экспорт дизельного топлива, но с ограничениями: можно поставлять его только по трубопроводам в морские порты, а производители должны минимум 50% объема производства оставлять внутри страны;
- вводится заградительная пошлина за покупку и перепродажу нефтепродуктов – 50 тысяч рублей за тонну;
- увеличивается минимальная доля продажи топлива на бирже: с 9,5% до 12% для дизельного топлива и с 13% до 15% для бензина.
Эксперты и участники рынка полагают, что новые правила действительно помогут лучше наполнить внутренний рынок нефтепродуктами – ожидается снижение оптовых цен на 10-15%, и розничных – на 2-3%. Кроме того, крупные производители смогут экспортировать дизельное топливо – а это значит, что НПЗ смогут работать в полную мощность.