Кроме прочего, Минпросвещения подготовило тесты, которые дадут оценку социокультурной адаптации детей иностранцев.
После того, как в прошлые годы в России отмечался значительный приток иностранных мигрантов, появилась новая проблема – их дети идут в российские школы, плохо владея русским языком и с трудом адаптируясь к новым реалиям. Сначала предлагалось ограничить число детей мигрантов в каждом классе, но до этого в итоге дело не дошло. Теперь в Минпросвещения подготовили новый проект – специальное тестирование и дополнительные языковые курсы для таких детей.
Как заявил министр просвещения Сергей Кравцов в Совете федерации, в школах появится тестирование на владение русским языком для детей мигрантов. И по итогам такой диагностики в учебном плане могут предусмотреть дополнительные часы или даже курсы для изучения русского языка.
Проблема, судя по всему, масштабная. В прошлом году летом глава СПЧ Валерий Фадеев заявлял, что от 50% до 75% детей иностранцев плохо знают русский язык или не знают его вообще. А в некоторых классах даже в Москве и Санкт-Петербурге таких детей бывает до 20% от общей численности учеников. Уже тогда он сказал, что Минпросвещения разработает специальные программы по изучению русского языка как иностранного и курсы для подготовки учителей. В партии СРЗП тогда предложили еще более радикальные меры – ограничить число таких детей 10% в классе, а если в школе больше 3% детей плохо знает русский язык, ввести там платные курсы.
В итоге Минпросвещения подготовило диагностические материалы, которые помогут оценить уровень языковой адаптации детей с «миграционной историей». По данным «Коммерсанта», речь идет о входной диагностике для первоклассников, а также учеников с 5 по 11 классы. В тестах есть материалы разной сложности – от элементарного до продвинутого уровней.
Кроме языковых тестов, есть в материалах и тестирование на оценку социокультурной адаптации детей 5-11 классов. И здесь речь идет о диагностике духовно-нравственного развития, склонности к конфликтам, а также знаний по истории и культуре РФ. В частности, ученикам предлагается сопоставлять библейских персонажей с их именами, искать ошибки в текстах про ислам, находить изображения мечетей и икон.
Впрочем, эксперты раскритиковали набор тестов за слишком выраженный уклон в религию и странный набор исторических событий. Есть вопросы и к психологическим тестам – они составлены так, что ребенок заранее понимает, какой ответ будет социально одобряемым.
Также у педагогов есть вопросы касательно дополнительных часов или отдельных курсов по русскому языку. Пока неясно, кто и как будет оплачивать эту работу – нужно либо искать деньги на федеральном уровне, либо делать эти курсы платными.