Принятый и подписанный закон разрешает управлять особым транспортом только при наличии договора аренды на него и прохождения инструктажа.
Долгое время управлять популярными у туристов квадроциклами и снегоходами можно было только при наличии водительских прав с открытой категорией АI. Чтобы получить такие права, потенциальным водителям приходилось осваивать программу обучения для тракториста-машиниста. И делать это приходилось в органах Гостехнадзора, подведомственному Минсельхозу.
Однако в понедельник, 25 декабря 2023 года, президент подписал недавно принятый закон, который упрощает управление спецтехникой. Согласно уже вступившему в силу закону, для управления квадроциклом или снегоходом нужно:
- иметь водительские права категории А, B, С и D (в том числе А1 и B1);
- использовать спецтехнику только на основании договора аренды или проката (то есть, только временная передача машины в управление);
- пройти инструктаж по управлению;
- обеспечивать безопасность эксплуатации спецтехники.
Хоть закон уже вступил в силу, правила и ограничения для заключения договоров аренды еще должно установить правительство. А инструктаж нужен, потому что управление особой техникой требует особых навыков, которых нет у водителей с правами «обычных» категорий.
Если водитель нарушит правила (например, будет управлять спецтранспортом без прав), ответственность предусмотрена статьей 9.3 КоАП РФ – это штраф до 1000 рублей или лишение прав на срок до полугода.
Изначально упростить допуск водителей к управлению спецтехникой предлагал губернатор Кузбасса Сергей Цивилев – чтобы дать импульс развитию снегоходной индустрии (которая в других странах приносит экономики миллиарды долларов). В начале водителям с категориями B, С и D хотели даже разрешить водить вездеходы и болотоходы (категория А2), но потом это отложили.
Выиграют от этого туристы и те, кто предлагает экстремальный отдых в отдаленных районах. До принятия закона таких туристов не могли страховать, а водители снегоходов и квадроциклов без прав АI фактически нарушали ПДД.