Местные банки опасаются попасть под вторичные санкции, помогая их обойти российским компаниям – поэтому и вводят дополнительные ограничения.

После событий февраля 2022 года российско-китайские экономические отношения заметно улучшились. Так, торговый оборот между странами стабильно растет – по итогам 2023 года он вырос на четверть и достиг рекордных 240 миллиардов долларов. Китай официально не поддерживает санкции против России, однако в некоторых ситуациях вынужден обеспечивать их соблюдение.

Как пишет Bloomberg со ссылкой на собственные источники, два китайских государственных банка начали усиленно проверять проведенные ими сделки, связанные с российскими компаниями. Кроме прочего, они намерены разорвать отношения с клиентами из РФ, попавшими под санкции, а также прекратить сотрудничество с компаниями из военного сектора.

Для этого банки усилили комплексные проверки клиентов – проверяется, имеют ли сами компании или их владельцы регистрацию в России. Также под более жесткие проверки попадают даже иностранные субъекты, которые ведут бизнес в России или поставляют туда критически важную продукцию.

Причина для ужесточения проверок – подписанный в конце декабря прошлого года указ президента США Джо Байдена, который разрешил Минфину вводить вторичные санкции против иностранных банков, которые так или иначе помогают обходить ограничения для России или поставляют оборудование и материалы для российского ОПК. В зоне особого внимания – технологические, оборонные, строительные, аэрокосмические и производственные предприятия.

Другими словами, если китайский банк будет проводить трансграничные расчеты для российских подсанкционных компаний или помогать проводить операции для предприятий военного сектора, он сам попадет под вторичные санкции. А это для китайских финучреждений – крайне нежелательный сценарий, потому что санкции сильно ограничат операции для банка с другими странами (и особенно с самим Штатами).

Тем временем китайский юань в 2023 году занял наибольшую долю в объеме валютных торгов на Московской бирже. На него пришлось около 42% от всего объема операций, хотя ранее на первом месте всегда был доллар. При этом юань – валюта лишь частично конвертируемая, а практического применения в стране (кроме оплаты импорта из КНР) у нее нет.







Добавить комментарий