Если банк подозревает, что клиент проводит финансовую операцию в пользу мошенника, его будут уговаривать отказаться от нее.
С середины 2024 года вступает в силу закон, по которому банки будут обязаны возвращать клиентам деньги, украденные мошенниками. Готовясь к нововведениям, банки уже сейчас начали тестировать новые алгоритмы борьбы со злоумышленниками. Одним из первых это сделал Сбербанк, разработавший целую схему по блокировке сомнительных транзакций.
Как сообщают СМИ, несколько клиентов уже столкнулись с приостановкой операций, причем среди них были и потенциальные жертвы мошенников, и обычные клиенты, которые проводили крупные транзакции для себя.
Новый алгоритм от банка работает так:
- Банк выявляет сомнительную транзакцию. Это может быть попытка снять крупную сумму денег или отправить ее другому клиенту. Среди факторов риска – возраст клиента (пенсионеры чаще становятся жертвами мошенников) и нетипичные телефонные звонки перед этим.
- Операция блокируется, с клиентом связывается группа противодействия мошенничеству (ГПМ). Клиенту объясняют, что его транзакция заблокирована из-за подозрения на мошенничество, ему предлагают отказаться от нее.
- Если клиент не соглашается, то его направляют в одно из отделений банка, где присутствует сотрудник службы безопасности банка. Там ему расскажут подробнее о мошенничестве, для этого могут привлечь родственников, знакомых и даже психологов.
Другими словами, банк приложит больше усилий на то, чтобы уговорить клиента не поддаваться на призывы мошенников и отказаться от проведения сомнительной транзакции. Первоначально рискованные операции выявляются автоматически благодаря антифрод-системам, которые настроены на определенные шаги в поведении клиентов.
Эксперты в целом поддерживают новую схему – привлечение не только службы безопасности, но и психолога позволит банку быть более убедительным. Сейчас известны случаи, когда клиента вынуждали по несколько часов объезжать разные банкоматы и вносить наличные на счета мошенников. При этом банк формально не может полностью отказать в такой транзакции – поэтому и нужен механизм по «переубеждению» клиента.
Среди рисков – вероятность блокировки счета клиенту, который проводит нетипичную для него транзакцию сознательно. Клиенты столкнутся с необходимостью лично посещать отделения банка, при том, что антифрод-мониторинг финучреждения может давать сбои. Но такие риски видятся вполне допустимыми в сравнении с риском похищения миллиардов рублей настоящими мошенниками.