Газпромбанк отказал доверенному лицу клиента, который проживает за пределами России, в открытии счета по заверенной копии загранпаспорта.
В банковской сфере в России существует понятие идентификации клиента. Перед проведением большинства банковских операций кредитная организация должна убедиться, кто именно обращается за услугой. Как правило, от клиента требуется предоставить паспорт гражданина РФ или другой документ, удостоверяющий личность. И лишь недавно для некоторых операций на небольшие суммы разрешили упрощенную идентификацию по водительским правам.
Проблема с обязательной идентификацией стала особенно актуальной для клиентов, проживающих за пределами России. И одно из таких дел недавно рассмотрела судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ.
Истец постоянно проживает в Индии, и там ему потребовалось открыть счет в Газпромбанке. Действующего внутреннего паспорта у него не было – он не получил его по достижению 45-летнего возраста, зато у него был действующий загранпаспорт. Он заверил его копию у атташе Генконсульства РФ в Мумбаи и передал доверенному лицу в Россию. Но доверенному лицу отказали в открытии счета в одном из отделений ГПБ в Свердловской области.
Банк сослался на то, что по его правилам открывать счет можно только по внутреннему паспорту гражданина РФ.
Заявитель обратился в суд – первая инстанция его поддержала (признав нарушения прав потребителя финансовых услуг), но в апелляции и кассации клиент проиграл. Суды решили, что раз правила банка не разрешают идентификацию по загранпаспорту, то банк и не обязан был открывать по нему счет. Поэтому права клиента не нарушены.
Клиент в итоге обратится в Верховный суд, который принял иное решение. Коллегия по гражданским делам указала на некоторые факты:
- Внутренний паспорт – основной, но не единственный документ для удостоверения личности. В зависимости от ситуации, подтвердить личность можно заграничным, дипломатическим, служебным паспортом, военным билетом или временным удостоверением.
- Банки действительно должны проводить идентификацию клиентов, но для этого допускаются как оригиналы, так и заверенные копии документов. А идентификацию стоит отличаться от процедуры установления личности.
- Банк в своем отказе сообщил, что не может подтвердить личность клиента по заверенной копии загранпаспорта. Но апелляционный суд не установил, какие документы требовал банк для этого, и мог ли он правильно идентифицировать клиента по имеющимся данным.
- Клиент ранее уже обслуживался в этом банке, поэтому суды должны были установить, почему банк не смог установить его личность при повторном обращении.
Как результат, ВС отправил дело на новое рассмотрение в апелляционном суде. Это еще не означает, что клиент однозначно выиграл дело – но шансов на положительный исход у него стало больше. Правда, нужен ли ему будет этот счет после настолько длительного разбирательства – вопрос открытый.