Если проект приказа будет подписан, школьники не будут изучать обществознание с 6 по 8 классы, а в 9-м на него отведут только 34 часа.

С начала 90-х годов российские школы перешли от преподавания устаревшего к тому времени предмета «Обществоведение» к более современному комплексу «Обществознание». С 2004 года существует государственный образовательный стандарт его преподавания, а с 2008-го – еще и единая концепция. В рамках предмета изучается целый комплекс дисциплин – это основы экономики, социологии, политологии и юриспруденции. Кроме прочего, обществознание – популярный вариант для сдачи ОГЭ и ЕГЭ как предмет по выбору, потому что считается проще других дисциплин.

Но уже с 1 сентября 2025 года преподавание обществознания в российских школах может существенно сократиться. Сейчас его преподают с 6 по 11 классы, а в новом проекте приказа Минпросвещения его хотят сохранить только с 9 класса. Сейчас с 6 по 8 классы у школьников отводится 102 урока обществознания. В 9 и 10 классах хотят оставить по 34 урока, в 11-м – 68 учебных часов.

«Освободившееся» время в Минпросвещения намерены отдать на изучение истории – количество учебных часов для этого предмета вырастет практически в полтора раза, с 340 до 476. В результате с 5 по 8 классы у учеников будет по 3 урока истории в неделю, а в 9 классе – по 2 в неделю. Также может появиться новый предмет «История нашего края» – он заменит собой существующую ныне дисциплину «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Все это продолжает тренд на усиление преподавания истории, который наблюдается в последние годы. При этом обновленная модель преподавания обществознания (где курс остается только в 9-11 классах) была утверждена межведомственной комиссией в ноябре 2023 года. Хотя в декабре 2023-го министр просвещения Сергей Кравцов обещал, что расширения курса истории не будет за счет сокращения обществознания.

Между тем, учителя озадачены новой реформой. Прежде всего, встает вопрос о проведении ОГЭ по обществознанию – этот экзамен проводится после окончания 9-го класса. Но проводить экзамен после всего одного года преподавания дисциплины – как минимум странно. Кроме того, неясно, какой именно будет программа обновленного курса и что в него войдет в сокращенной версии.

Учителя недовольны тем, что реформа уменьшит значимость обществознания и для учеников, и для учителей. И те, кто выбирают этот предмет для ОГЭ и ЕГЭ сейчас, будут вынуждены выбирать что-то другое.

Но главный раздражитель – то, что реформу в принципе не обсуждали с педагогическим сообществом.







Добавить комментарий