Операторы кикшеринга пользуются тем, что могут прописать любые санкции в оферте для пользователя, которую мало кто читает.

С 1 марта 2023 года, как мы писали ранее, вступили в силу поправки к Правилам дорожного движения, затрагивающие средства индивидуальной мобильности (СИМ). Под ними обычно понимают электросамокаты, сигвеи, моноколеса и другие современные гаджеты для передвижения. Однако новые штрафы за нарушение ПДД пользователями СИМ до сих пор не приняты – им выписывают штрафы согласно ч. 2 ст. 12.29 КоАП (нарушение ПДД «другим лицом») в размере 500 рублей. В Госдуме уже достаточно долго обсуждают поправки и к КоАП, но до сих пор они не приняты (штрафы по ним могут составлять до 30 тысяч рублей).

Но по факту пользователи электросамокатов получают штрафы уже сейчас. Но не от ГИБДД, а от операторов кикшеринга – компаний, предоставляющих самокаты в аренду. По данным «Коммерсанта», который получил их от операторов, компании выносили тысячи взысканий – например, один только МТС Юрент в 2024 году инициировал около 20 тысяч списаний.

Сумма штрафа зависит от компании-оператора и нарушения:

  • принудительное завершение аренды в «запрещенном» месте – 500 рублей у всех компаний, за повторное нарушение «МТС Юрент» может списать уже 1000 рублей;
  • катание вдвоем на одном самокате – 800 рублей у МТС Юрент и Whoosh, 1000 рублей у «Яндекса»;
  • проезд по пешеходному переходу – 500 рублей у Whoosh, 1000 рублей у «Яндекса», блокировка на месяц у МТС Юрент.

При этом ГИБДД в 2023 году вынесла больше 66 тысяч штрафов для пользователей СИМ. То есть, объемы наказаний со стороны кикшеринговых компаний примерно сопоставимы с тем, как наказывает нерадивых водителей полиция.

Разница в том, что операторы сами прописывают ответственность за нарушения в договоре оферты, который все пользователи подписывают при регистрации аккаунта в электронном виде. Этот договор как правило мало кто читает, из-за чего списание штрафов может оказаться большой неожиданностью.

Впрочем, у законодателей есть вопросы к операторам из-за того, что все штрафы идут к ним в доход. В то же время, в некоторых городах данные о нарушителях операторам передают местные власти. Поэтому представители регионов предлагают частично или полностью отдавать эти суммы в бюджет.







Добавить комментарий