Возможность получать возврат стоимости покупки на любую другую карту нужна в исключительных ситуациях, но по факту ей стали злоупотреблять.
Программы кэшбека от банков и торговых сетей существуют ради наращивания продаж с оплатой картами. Сам кэшбек формируется за счет комиссии за эквайринг, которую получает банк-эмитент (который выпустил карту). При этом в случае возврата товара или отказа от его получения в интернет-магазине кэшбек аннулируется. Но, как оказалось, это происходит не всегда.
В Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) направили обращение в Центробанк с просьбой уточнить регулирование таких бонусов. Речь идет о ситуациях, когда клиент оплатил покупку с одной карты, но возврат получил на другую.
Это возможно – при возврате товара или его отказе от получения клиент может приложить к терминалу любую карту, и на нее придет сумма возврата. Так сделано для того, чтобы клиенты могли получать назад сумму возврата, если потеряли карту или у нее истек срок действия.
Соответственно, некоторые не очень добросовестные клиенты делают покупки с одной карты, получают на нее кэшбек, а потом отказываются от заказа, получая возврат на другой «пластик». Первый банк при этом не аннулирует бонусы (так как фактически деньги от него ушли), но и банки, и торговые сети теряют свои деньги. В АКИТ считают, что проблема приобретает массовый характер – и называет таких клиентов мошенниками.
В Ассоциации предлагают Центробанку скорректировать свой документ от 2011 года, разрешающий возврат на любую карту. Ведь помимо собственно кэшбека, торговая сеть теряет деньги на доставке товара в пункт выдачи и его обратную доставку на склад. К тому же, товар при многократной доставке теряет свой товарный вид и на него приходится делать уценку. Особенно сложно с крупногабаритными товарами, где доставка составляет значительную часть стоимости.
Впрочем, в Центробанке, хоть и пообещали рассмотреть обращение, пока не видят массовых обращений участников рынка по этому вопросу.
А эксперты уверены, что решить проблему можно более простыми способами, не внося поправок в законодательное регулирование. Например – скорректировать условия программ лояльности, начисляя кэшбек, когда истечет установленный законодательно срок возврата товара (14 дней).