С утра воскресенья СДЭК не принимает и не выдает посылки, а приложение и сайт компании не работают.
Одна из крупнейших логистических компаний страны – СДЭК – фактически приостановила свою деятельность из-за технического сбоя. Еще с утра 26 мая (воскресенье) в пунктах выдачи заказов перестали принимать и выдавать посылки. Также не работают мобильное приложение и сайт компании, причем на сайте есть только «заглушка» со ссылками на телеграм-канал и сообщество в VK.
Что уже известно об этом официально:
- компания заявила о проблемах только 27 числа, пояснив, что все посылки будут сохранены и выданы после устранения проблем;
- сроки хранения отправлений на ПВЗ будут продлены при необходимости;
- ночью 28 мая СДЭК заявил, что «значительно продвинулся» в решении проблемы в понедельник, но восстановить работу до сих пор не удается;
- после решения проблемы компания пообещала принять меры, чтобы предотвратить ее повторение.
Жалобы на работу сервисов поступали из всех регионов, треть из них – из Москвы и области, 15% из Санкт-Петербурга и Ленинградской области (но это, скорее, лишь отражает географию пользователей услуг компании, не работают ПВЗ по всей стране).
Основной версией случившегося остается масштабная кибератака. Ответственность за сбой на себя уже взяла хакерская группировка Head Mare – в X.com ее представители заявили, что технические службы СДЭК оказались слишком слабыми, а политика безопасности не оправдала себя. Впрочем, атаки на компанию были и до этого – к примеру, в июне 2022 года утекли данные о 9 тысячах пользователей.
Эксперты в сфере информационной безопасности полагают, что данные на серверах пострадали от вируса-шифровальщика. Они обычно шифруют данные (включая резервные копии), требуя денег за расшифровку. По факту же даже выплата выкупа редко помогает разблокировать данные.
Стоит отметить, что значительная часть пунктов выдачи СДЭК работают по модели франчайзинга – то есть, принадлежат частным предпринимателям, которые работают за определенный процент от выручки компании. Всего у пунктов выдачи и постаматов более 8,6 тысяч, услугами компании пользовались 9,3 миллиона активных клиентов. А каждый день отправлялось почти 300 тысяч посылок.
Основной урон в данной ситуации будет не финансовым (хотя возможны требования неустойки), а репутационным. Из-за того, что клиенты третий день не могут забрать свои товары из ПВЗ, в следующий раз многие из них выберут другого логистического оператора для доставки.