По данным ЦБ, уже за 3-4 месяца доля купивших акции на IPO падает ниже половины, иногда – ниже 20-30%.

За последний год несколько российских компаний успешно (и не очень) провели первичное размещение своих акций на бирже. Первым и пока самым успешным размещением стало IPO «Группы Астра» – ее акции очень быстро выросли после выхода на биржу. Вскоре были и другие IPO – например, «Южуралзолота», «Евротранса», «Совкомбанка» или Henderson.

Как сообщается в «Обзоре рисков финансовых рынков» от Банка России, розничные инвесторы (то есть, обычные россияне с брокерскими счетами) предпочитают быстро избавляться от бумаг, купленных в ходе IPO.

Например, у ГК «Астра» меньше чем через месяц доля первоначальных инвесторов опустилась ниже 25%. То есть, более 75% тех, кто участвовал в IPO, продали свои акции в течение месяца, зафиксировав спекулятивную прибыль. Но так как бумаги компании росли и дальше, то остальные 25% инвесторов смогли лучше заработать на росте курса.

В среднем через месяц после размещения у половины эмитентов доля «первых» покупателей составляла уже меньше половины. Через 2 месяца лишь 2 компании сохранили больше половины первоначального состава (например, Совкомбанк прошел эту черту спустя 4 месяца после размещения).

Если в случае с успешными IPO инвесторы что-то зарабатывали на быстром «выходе», то с менее популярными бумагами они могли и потерять. К примеру, инвесторы «Мосгорломбарда» вполне могли лишиться части вложений – ведь бумаги вскоре после выхода на биржу опустились ниже цены размещения.

Эксперты объясняют, как это происходит: розничные инвесторы «клюют» на IPO с большой переподпиской (когда желающих больше, чем акций), но эта переподписка во многом «дутая» самими розничными инвесторами. Когда после аллокации они начинают сбрасывать бумаги сразу после размещения, цена может упасть ниже IPO. Но так как брокеры в первое время обязуются поддерживать цену, то большинство инвесторов могут выйти хотя бы в ноль.

Для рынка эта ситуация во многом негативная – на рынке остается меньше инвесторов, что снижает ликвидность. А падение цен акций подрывает доверие новых потенциальных инвесторов вообще к институту IPO. Спасти ситуацию может стабилизационный выкуп (когда компания поддерживает свои бумаги, скупая «лишние» объемы) или активная информационная кампания.







Добавить комментарий