Для МФО пролонгация дает возможность не потерять «проблемного» клиента, а заемщику – не выйти на просрочку.
Основная часть микрозаймов в России выдается в формате «до зарплаты» – на относительно небольшие суммы (до 10-15 тысяч рублей) и на срок до месяца. Но при этом заемщик вправе запросить продление (пролонгацию) займа, если ему это необходимо. Как показывает статистика, таких клиентов оказывается не очень много, к тому же, их число постепенно снижается.
По данным IT Smart Finance, в мае 2024 года пролонгацию микрозайма запросили лишь 2,5% заемщиков, в апреле их было 3%. При этом в 2022-2023 года доля была гораздо выше – до 4,7%. В долгосрочной перспективе доля пролонгаций микрозаймов также снижается.
Аналитики выделяют несколько факторов, почему россияне потеряли интерес к пролонгации микрозаймов:
- клиенты ориентируются на более долгосрочные займы (изначально с длинным сроком);
- ужесточение регуляторных требований привлекает более платежеспособных клиентов.
Так, из-за постоянно ужесточающихся требований к долговой нагрузке клиента, МФО стали выдавать больше займов с длинным сроком погашения – так месячный платеж выходит меньше, и ПДН клиента не уходит в критическую зону. К тому же, к микрозаймам стали чаще обращаться клиенты, которые до этого обслуживались в банках (и привыкли к финансовым продуктам не на месяц, а на гораздо более длительный срок).
Между тем, микрофинансовым компаниям выгоднее предоставлять пролонгацию клиентам. Так, если у клиента есть проблемы с деньгами, ему могут просто «растянуть» срок, в течение которого он все погасит и не выйдет на просрочку. В итоге компания сохранит и деньги, и платежеспособного клиента. К тому же, за время пролонгации клиенту и дальше начисляются проценты, что выгодно МФО. Поэтому они часто одобряют такие заявки – уровень одобрения достигает 90-95%.
Впрочем, заемщику пролонгация может быть не такой выгодной. Ведь при этом ему могут капитализировать проценты (присоединить их к основной сумме долга), а также «обнуляется» сумма процентов для расчета максимального их размера (они не могут быть выше 130% первоначальной суммы долга).
МФО также могут злоупотреблять пролонгацией в своих интересах – «маскируя» в ней заемщиков, которые в любом случае выйдут на просрочку. Просто в этом случае просроченная задолженность не влияет на качество портфеля – ведь формально срок платежа для клиента еще не наступил.