Для расчета индекса качества образования начнут проверять учительские компетенции, хотя основным фактором по-прежнему будут достижения учеников.
В России уже давно существует система аттестации педагогических работников в школах. С ней учителя могут повышать свой квалификационный уровень, а также обязаны регулярно подтверждать соответствие занимаемой должности. Аттестацию долго обещали перевести на новую модель, и в последние годы ситуация начала меняться (например, результаты аттестации стали бессрочными). Теперь же, как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на главу Рособрнадзора Анзора Музаева, ведомство начнет проверять педагогов и для других целей.
С сентября 2024 года Рособрнадзор начнет рассчитывать индекс качества образования, состоящий из 3 критериев. Эти критерии включают в себя 69 показателей и делятся на такие группы:
- образовательные результаты школьников – здесь будет 30 отдельных показателей;
- образовательная среда – 28 показателей;
- кадровый потенциал – 11 показателей, из которых 7 касаются компетенций учителей, 2 связаны с их квалификацией и 2 – с обеспеченностью педагогами.
Таким образом, компетенции педагогов будут оценивать по определенным индикаторам, которые станут основой для оценки всей школы.
Полученные результаты будут передаваться в органы власти регионов – так они смогут понять, на какие цели стоит тратить бюджетные средства в первую очередь. Ранее методология оценки школ учитывала только успеваемость учеников, из-за чего общая картина была искажена. Новую систему уже протестировали в мае 2024 года на школах Владимирской области.
Представители учительского сообщества считают спорными новые инициативы. С одной стороны, оценка только лишь учебных достижений учеников искажена тем, что многие из них занимаются с репетиторами. С другой – учителя опасаются, что новая система оценивания будет отвлекать их от работы. А за рост нагрузки вряд ли будет полагаться доплата.