Вадим Петренко
Деловая активность предприятия измеряется в таких понятиях как затраты, выручка, объем производства, прибыль – это взаимосвязанные показатели в анализе эффективности и определении влияние влияющих факторов: издержек, цен, объема на финансовый результат деятельности. Какая же реальная рентабельность и эффективность,…
Деловая активность предприятия измеряется в таких понятиях как затраты, выручка, объем производства, прибыль – это взаимосвязанные показатели в анализе эффективности и определении влияние влияющих факторов: издержек, цен, объема на финансовый результат деятельности. Какая же реальная рентабельность и эффективность, актуальный вопрос бизнеса!
Рентабельность – это ключевой показатель эффективности деятельности, которая показывает насколько грамотно бизнес распоряжается вложенными ресурсами и активами, соизмеряющий полученный эффект от вложений. Можно рассчитать рентабельность прибыли, активов, продаж, капитала и других видов деятельности, при этом вначале учесть пороговую рентабельность в точке безубыточности.
Ответы на данные вопросы содержаться в операционном анализе и определении точки безубыточности.
Как оценить прибыльность хозяйственной деятельности?
Какой объем продукции обеспечит рентабельность и покрытие всех затрат?
Насколько устойчива компания к колебаниям спроса и изменений затрат?
Точка безубыточности – это пороговый уровень рентабельности, или точка нулевой рентабельности, когда доходы покрывают переменные и постоянные расходы, т.е. компания в этой точке сработала в ноль по прибыли. Также точку безубыточности называют критической величиной выручки или нулевой точкой прибыли. Это минимально допустимый объем продаж, который покрывает все затраты на изготовление продукции, не принося при этом ни прибыли, ни убытков.
В основе точки безубыточности лежит операционный анализ или CVP анализ безубыточности в системе взаимосвязи показателей: издержки – объем продаж — прибыли, что в переводе с английского означает cost – затраты, volume – объем, profit – прибыль.
Точка безубыточности зависит от постоянных накладных расходов, переменных затрат, цены и объемов производства. Оптимизировав и отсмотрев данные показатели, мы можем оптимизировать точку безубыточности.
Рассчитать точку безубыточности можно как в натуральном выражении, в виде объема реализации, так и в денежном выражении, в виде выручки.
Для расчёта точки безубыточности используются следующие показатели:
✔ Выручка или объем продаж товаров или услуг
✔ Постоянные затраты
✔ Переменные затраты
✔ Маржинальная прибыль
Переменные затраты — затраты, которые изменяются прямо пропорционально объему производства или продаж. Например, сырье, материалы, электроэнергия, упаковка, комплектующие, сдельная оплата труда и др.
Постоянные затраты — затраты, которые не зависят от объема производства или продаж. К ним относятся: аренда, коммунальные расходы, фонд оплаты труда административного персонала, содержание офиса и другие накладные расходы. В течение периода могут меняться, но напрямую не связаны с объемом производства.
Формула точки безубыточности выглядит следующим образом:
ТБ = Постоянные затраты / (Цена — Переменные затраты)
Цена — Переменные затраты на ед. = Маржинальный доход руб./ед.
В стоимостном выражении порог рентабельности определяется как отношение постоянных затрат к коэффициенту маржинального дохода (прибыли).
Один из основных показателей – маржинальная прибыль. На основе показателя маржи или маржинальности можно оценить насколько эффективна деятельность. Маржинальная прибыль – это разница между выручкой и переменными затратами. На единицу продукции рассчитывается как разница между ценой и переменными издержками на единицу товара или услуги.
В относительном значении данный показатель называется ценовым коэффициентом, как отношение маржинальной прибыли к выручке. Чем выше значение ценового коэффициента, тем выше потенциальная прибыльность, и больше резерв покрытия общехозяйственных расходов и получения прибыли.
***
Рассмотрим и рассчитаем точку безубыточности на примере.
Предположим, что у компании есть следующие данные:
✔ Постоянные затраты = 100 000 рублей в месяц.
✔Переменные затраты на единицу товара = 500 рублей.
✔ Цена за единицу товара = 1 000 рублей.
При производстве 500 единиц товара
Тогда точка безубыточности будет равна:
ТБ = 100 000 / (1000 — 500) = 200 единиц товара
ТБ в денежном выражении = 100 000 / (250 000 / 500 000) = 200 000 Р.
!! Это означает, что для того чтобы компания вышла в ноль или безубыточность, ей нужно продать 200 единиц товара, при объеме выручки в 200 000 рублей.
В контексте нашего примера в таблице подробно проведена оцифровка и калькуляция точки безубыточности в динамике продаж.
Показательно рассмотреть точку безубыточности на графике.
Для наглядности по вертикальной оси y отобразим выручку и затраты в денежном выражении, а по горизонтальной оси Х отметим объем продаж.
На графике уровень безубыточности — это точка пересечения выручки и суммарных валовых затрат. Чем выше выручка от уровня точки безубыточности, тем больше у бизнеса запас прочности и финансовой устойчивости.
Та часть области, образуемая до точки (отмечена на графике точка ТБУ) считается областью убытка, а после точки образует область прибыли. После прохождения точки безубыточности каждые последующие продажи будут приносить прибыль и запас финансовой прочности.
Автор статьи: Татьяна Фадеева
Контакт:
Финансовый аналитик — консультант
Амбассадор советник по финансово-экономическим вопросам